За что команда Буряка рассчиталась с «Самопомощью» бюджетными миллионами ?

0

Департамент образования отдал 4,5 миллиона гривен компаниям, приближенным к братьям Марченко

Психологи определяют ряд причин и мотивов, которые обуславливают стремление человека к политической власти.  Среди основных — амбиции (желание преобладать над другими членами сообщества),  желание помочь обществу, и  доступ к бюджетной кормушке. В разрезе запорожской власти  одно другому не мешает. А именно порывы принести пользу обществу, обогатиться самому и помочь заработать другу прекрасно сочетаются друг с другом.  Основной источник наслаждения властью для топ-менеджеров запорожской мэрии – государственные закупки. Именно здесь , исполнительная власть Запорожья пожинает большую долю от всех финансовых привилегий владения властью и… «помогает ближнему».  В течение одного дня «городская ратуша»  усилила  материально-техническую базу детских садов Запорожья, сконцентрировав миллионные средства в руках политических компаньонов. Об этом – в нашем материале.

Подушки с «ай-ти родословной». 

Используя традиционную для власти Буряка схему по госзакупкам,  департамент образования Запорожского городского совета провел ряд  внеконкурсных закупок, в силу чего все бюджетные лоты достались компаниям, близким по политическим и даже родственным связям.

В конце декабря город закупил для детских дошкольных учреждений текстильную продукцию: 8400 подушек и 15 000 полотенец для рук. Общая стоимость закупку – 1 500 000 гривен.  Однако вместо одного, «общего» тендера по решению «мэрских идеологов» закупка текстиля дробится на 7 отдельных закупочных процедур. Таким образом одномоментно семь территориальных отделов образования объявляют и также синхронно проводят закупку вышеназванного товара – по 1200 подушек и 1880 полотенец на теротдел.  «Зачем?», спросит неосведомленный в тендерных хитростях читатель. Объясним с удовольствием.

Разбив масштабную закупку на семь маленьких «авторы» к пришли к желаемому им результату – допороговой закупке (согласно закону «о публичных закупках» бюджетные  закупки на сумму выше 200 тысяч гривен для товаров и выше 1, 5 млн гривен для услуг проводятся в рамках тендера).  То есть раздробив полуторамиллионную закупку на семь маленьких, мэрия избежала не желаемых торгов и закупила продукцию по простому механизму, который в народе называется  «договорняк».  Это когда покупатель и заранее выбранный продавец в кулуарной обстановке договариваются  «сколько и почем», а потом результат их взаимовыгодной торговой дружбы умиротворенно располагается на соглашении о поставках.

Соглашения о поставках 1200 подушек  и 1880 подушек все семь  территориальных отделов образования заключили 7 декабря.  О товаре, который мэрия купила у единственного участника (подушки и полотенца – большая, видимо, редкость на нашем рынке) ничего не известно. Перелиставши купу документов, мы смогли выяснить лишь, что размеры у них  60 х 40 см.  Зато известна структура, у которой горсовет купил эти  предметы.  Поставщик один на всех семи закупках:  частная компания  «Гриндорс».

Месяц тому подушки и полотенца уже прибыли в дошкольные учреждения.  Однако,  как с ними поступать, для многих садиков оказалось дилеммой.  Как сообщили нам в территориальном отделе образования Александровского района, на каждый детский садик районо пришло по 60 подушек.  Странное число – ни туда, как справедливо заметили в одном из садиков, ни сюда:  количество детей в группе – в среднем 25-30, количество мест в садике  – в среднем 120-150.

— И как мне этими подушками распоряжаться?  Какой группе дать, какую лишить? —  поделилась с корреспондентом «Антикор. Запорожья»  одна из заведующих, чье имя мы не называем по понятным причинам.

В одном из садиков Коммунарского района новые подушки пока хранятся на складе – в учреждении нет для них наволочек такого размера. Собирают деньги с родителей на постельное белье.

Почему, спросите вы, власти не купили столько подушек,  чтобы «хватило всем»? Не знаем. Не знаем и почему теротдел образования Коммунарского района заключила с поставщиком два соглашения на поставку полотенец, купив таким образом не 1880 штук, как другие теротделы,  а 3760.  Зато знаем, почему в роли поставщика выступил  именно «Гриндорс»  —  компания, специализирующаяся, в общем-то, на компьютерной технике. Об этом позже.

«Никого нет. Все ушли  в тоннель»

Подушками дело декабрьского оснащения детских садов не кончилось. В этот же день, 7-го декабря 2016  состоялось еще пять закупок для детских садов.  Купили 40 штук на район:  20-ть мягких  Модулей  «Тоннель» и столько же Модулей  строительных .  Цена каждой из закупок для пяти районов —  199 тысяч гривен. То есть схема  та же что и с подушками: разбили на пять «допороговых закупок, без торгов, с одним участником.  Согласно документам, спортивные модули в детские сады тоже поставляла «комьютерная фрма» —  Ай-Ти-технологии». Компания довольно известна в Запорожье – именно она является официальным организатором скандально-известного «Ай-Ти-Форума», на который городской бюджет не один го подряд выделяет средства.

И на этом еще не все.

В эти же дни детские сады Запорожья обзавелись новыми игрушками. Все традиционно:  без торгов, с одним участников, допороговая закупка при сумме в 199, 60 для каждого из семи районов.

В общей сложности в рамках этих семи закупок, суммарная стоимость которых 1,5 млн. гривен, было закуплено 380 предметов на каждый район  – от игрушечных ксилофонов до бассейнов.  Да, граждане родителя, знайте: в каждом детском садике города теперь есть бассейн. Более того – не один! Как информируют холодные цифры документа, на каждый территориальный отдел закуплено по 60 штук надувных бассейнов.  Таким образом, к примеру, на каждый детсад Заводского района, коих 10,  — по 6-ть бассейнов. Зачем сразу шесть, насколько они были нужны детским садам, и не будут ли они бесполезно возлежать в коморке у завхоза  – узнаем летом.

А поставщиком ксилофонов и бассейнов была назначена  компания ««Вектор». (о ней тоже ниже).

После еще одного удара по рукам между сторонами переговорного процесса, 12 декабря эта же компания стала единственным счастливым обладателем права поставить департаменту образования спортивные товары на сумму в 100 тыс. грн. , и инвентарь для игровых видов спорта  –  312 тыс.  грн.

Миллион плюс миллион…

Теперь давайте подобьем математический итог декабрьских закупок в Департаменте образования Запорожья:

1, 5 млн грн – подушки и полотенца,

1 млн. грн – модули,

1, 5 млн. грн. – игрушки и музыкальные инструменты,

412 тыс. грн – спортивный инвентарь.

Итого без малого 4, 5 млн. грн.

А теперь о компаниях, которых топ-менеджеры мэрии избрали, договорившись, на роль вне конкурентного поставщика.

«Гриндорс».  Согласно данным ресурса YouControl, директор –  Артур Солошенко. В 2014 году баллотировался на внеочередных выборах в ВР от «самоапомичи».  На тот  момент «временно не работал». До недавнего времени имела такой же номер в госреестре, что и у компании «“Інфотек-ІТ”. Собственником последней значились Марк Марченко и Сергей Эделев. Первый —  родной брат нынешнего заместителя главы Запроожского областного совета Владислава Марченко, в 2014 году возглавлял  штаб «Самопомощи» в Запорожье. Второй – родной брат нынешнего заместителя городского головы Запорожья Валерия Эделева. Компания зарегистрирована в январе 2016 года.

Фирмой «Ай-Ти-Технонологии» владеет Евгений Кузьминов. Человек из компании братьев Марченко. В декабре 2015 вместе с Марком Марченко выступил в качестве спикера на Mini IT-Forum.

Именно Марк Марченко был инициатором масштабного ай-ти-форума, который за деньги горожан проходит в Запорожье ежегодно с 2014 года. Как и «Гриндорс», «Ай-ти технологии» зарегистрированы в январе 2016 года. Адрес — ул. Рекордная 14/1. По этому же адресу зарегистрировано ООО «Реформация» — фирма Евгения Нагорного, помощника депутата Запорожского областного совета Владислава Марченко.

Тесны связи с вышеназванными персоналиями и компании «Вектор-ЗП». Ее владельцем выступает Иван Никишин. Что интересно, фирма зарегистрирована в ноябре 2016 года,  за месяц до  переговорной закупки с Департаментом образования. Адрес регистрации – ул. Волгоградская, 26-а. В этом же доме зарегистрированы вышеназванная фирма «Гриндорс» (поставщик подушек и полотенец). Жена Ивана Никишина – родственница депутата Запорожского городского совета от «Самопомощи»  Дарьи Трюхан. Еще год назад нынешний поставщик свистков и секундомеров искал работу, причем предпочтительно механика или сварщика.

К слову, как сообщал «Антикор.Запорожья», в декабре 2016 года из депутатских фондов оппоблока (так сообщили наши источники) были закуплены 300 ноутбуков и подарены в качестве новогоднего подарка от мэра заведующим детских садов.  Учитывая, где мэрия покупала подушки, полотенца и игрушки, стоит ли гадать, в какой айти-компании были куплены ноутбуки. И еще будут покупаться — согласно планам департамента закупки оргтехники будут «жирные». Ой, какой же запорожской компании повезет?!

Как говорил классик о дружбе  «Если друг моего друга — мой друг, а враг моего друга — мой враг, то парень моей подруги — мой парень..».  Ну, пусть они там в мэрии  сами разбираются, кто из них кому парень, а а мы присмотримся к одному документному изобретению мэра Буряка, который, собственно» и делает все вышеописанное (уход от тендеров и договорные закупки) возможным.
В контексте вопроса о допороговых закупках интерес представляет утвержденное распоряжением запорожского городского головы Положение «О порядке проведения электронных закупок».

Для начала стоит сказать, что государственные закупки на данный момент по Украине осуществляются в двух «режимах». Первый – закупки сверхпороговые (для товаров и услуг – более 200 тыс. грн., для работ – более 1,5 млн. грн.) четко регламентируются законодательством и проводятся с помощью системы «PROZORRO». Что же касается закупок допороговых, то здесь царит контролируемый хаос. Нормативная база расплывчата, а определение «правил игры» практически полностью на совести заказчика. Другими словами, от того, есть эта совесть или нет, все и зависит.

Введение системы электронных закупок было анонсировано заранее. Распорядители бюджетных средств с трепетом ждали наступления 1 августа 2016 года, когда система «PROZORRO» должна была стать обязательной для госзакупок в сфере публичных финансов. Местные власти накануне принимали решения о регламентации «допорогов» на подведомственной территории для того, чтобы закрыть прорехи в новом тендерном законодательстве, которые были видны заранее. Такое положение было принято запорожским городским головой 16 февраля 2016 года. В своей изначальной редакции оно не имело в себе явных недостатков. Сфера действия положения – «допороги». Они так же проводятся через систему «Прозорро», в рамках конкурентной процедуры, только более упрощенно и со сжатыми сроками.

Интересны случаи, описанные в п. 2.2. и 2.3. На перечисленные в указанных пунктах ситуации положение не распространяется, что позволяет по факту заключать прямые соглашения. Таким образом, п. 2.2.  позволяет напрямую закупать определенные виды товаров и услуг, список которых вопросов почти не вызывает, за исключением разве что продуктов питания и услуг столовых («за умови обгрунтованої нагальної потреби») и лекарственных средств. Пункт 2.3. в первоначальной редакции просто копирует аналогичные нормы закона «О публичных закупках».

Далее случаются примечательные метаморфозы. В мае по прямым соглашениям добавлена возможность покупать школьные учебники.

Но самое интересное начало происходить 16 августа 2016 года, чуть больше чем через две недели после официального «пуска» системы «PROZORRO». В этот день вносятся изменения в положение, позволяющие не использовать систему электронных закупок в «иных случаях, которые принимаются отдельными решениями исполкома Запорожского горсовета по предоставлению заказчиков с соответствующим обоснованием касательно закупки товаров, услуг, работ». В каких случаях – не ясно. В этом проблема открытых перечней в нормативных документах: пространность формулировок позволяет подогнать под «иные случаи» любые ситуации, когда «ну очень надо».

Далее, следуя философии героя произведений Ильфа и Петрова, подумав, что бюджетных заказчиков должны «кормить идеи», и чтобы каждый раз не заставлять их «протягивать лапу за кислым исполкомовским рублем», городской голова еще раз вносит изменения в положение.

30 августа процедура меняется: на пути согласования срочной необходимости закупки перед заказчиком находится уже не исполком, а новое трехглавое создание, но не из народных сказок, а из коридоров мэрии. Вместо решения исполкома, заказчику необходимо письменно согласовать жизненную важность закупки с главным распорядителем бюджетных средств, главой департамента финансовой и бюджетной политики городского совета, а также с профильным заместителем мэра.

Таким образом, имеем закрытую процедуру с пространным толкованием оснований для ее применения и формальным согласованием.

Этот вопрос, по инициативе народного депутата Игоря Артюшенко, недавно рассматривался Комитетом по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Верховной Рады Украины. По результатам рассмотрения был сделан соответствующий вывод: «Указанные изменения в распоряжение не соответствуют требованиям антикоррупционного законодательства. Так, формулировка «… и в иных случаях …» имеет оценочный характер, может произвольно толковаться, а потому создает коррупционные риски и условия для злоупотребления служебным положением при приобретении товаров, работ и услуг.

Учитывая изложенное, с целью исключения коррупциогенных факторов из Положения о применении системы электронных закупок в г. Запорожье, предлагаем внести соответствующие изменения и исключить указанную формулировку или утвердить исчерпывающий перечень таких случаев».

Об этих выводах городской голова был оповещен. Поэтому хотелось бы надеяться, что очередное внесение изменений в положение об электронных закупках таки заставит всех выйти из сумрака и закупать необходимое добро за казенные средства открыто и прозрачно.

 

 

Евгения Шаламова, Антон Стасик.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ