«Потемкинские деревни» «Запорожэлектротранса»

0

Новый запорожский трамвай, о котором местные власти протрубили на всю Украину, по сути – фикция. Об этом заявляют авторитетные эксперты.

Случаем, когда в чрезвычайную ситуацию попадает трамвай с пассажирами, в Запорожье уже никого не удивишь.  Только за предыдущие полторы недели вагоны «Запорожэлектротранса»  трижды становились причиной волнений. В одном на полном ходу задымилась тележка, в другом — загорелась кабина водителя, третий – сошел с рельсов и врезался в забор частного дома.

К великому счастью в этих трамвайных инцидентах никто из людей не пострадал. Но, согласитесь, что городской транспорт – не тот предмет, которым можно играть со Случаем. Однако,  проанализировав положение дел в КП «Запорожэлектротранс», специалисты пришли к нерадостному для запорожцев выводу:  принцип сборки «запорожских трамваем»,  расхваленных мэрией, очень напоминает пресловутые потемкинские деревни и как раз и есть игрой со Случаем.

По мнению экспертов, «Запорожэлектротранс» грешит подменой понятий, поскольку обычный косметический ремонт – обновление внешнего вида трамвая – выдают за полное обновление вагонов. То есть, меняя на старых трамваях сидения и стекла, после «ремонта» оставляя изношенным ключевой узел трамвая – тележка.

В конце минувшей недели КП “Запорожэлектротранс” выпустило два отремонтированных вагона “Т-3М”. Цитируя пресс-релизы Запорожской мэрии, многие журналисты заявили, что в новых вагонах заменили все: от кресел до двигателя. Согласно официальной информации,  обошлось это городскому бюджету в 1 млн гривен за трамвай. Так вот, названная мэрией сумма, как раз и дает повод  серьезно усомниться в  “полной замене” комплектующих. И сейчас объясним, почему.

Нужно оговориться:  трамвай состоит из двух основных частей: кузова и тележки. Последние являются ключевыми узлами вагона — именно там находятся тяговые двигатели, тормоза, силовая система. И как раз износ тележек, как правило и становится причиной таких ЧП, как сход с рельсов, потеря торможения,  возгорание, что не раз происходило с запорожскими трамваями.

Согласно открытой информации, стоимость новой тележки составляет порядка 60% от стоимости всего вагона. К примеру, в конце прошлого года КП “Одесгорэлектротранс” объявляло тендер на покупку 2 тележек без колесных пар за 3,5 млн гривен. А с колесными парами (а значит, и редукторами и карданами) стоимость тендера выросла бы раза в два. Поэтому в Украине тележки, как правило, не меняют, а сразу покупают новый вагон, стоимость которого составляет примерно от 15 до 45 млн гривен.

Тележек за 1 млн гривен (озвученная цена капительного ремонта запорожского трамвая) не существует вообще. То есть, в «новых» запорожских трамваях тележки (напомним, что это  -ключевой узел трамвая) остались старыми. Стало быть, основные работы по капремонту свелись к обновлению внешнего вида трамвая.

К слову это, читай, подтвердил в своем недавнем интервью местному телеканалу и  начальник вагоно-ремонтной мастерской КП “Запорожэлектротранс” Константин Гришин. Перечисляя выполненные работы, он отметил:

“Мы заменили полностью освещение в салоне, информационную систему, произвели капитальный ремонт кузова, заменили дверные створки – они у нас полностью новые”.

Глядя на этот трамвай, у обывателя складывается впечатление, что трамвай новый, а значит безопасный. Как следствие у потребителя рождается и закрепляется стойким маячком мысль о заботливости городской власти.  А это и есть успешный результат любой пиар работы (не путать с эффективностью и качеством распиаренных действий).

А между тем, даже начальник Управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского горсовета Александр Власюк, признает, что запорожские трамваи – вовсе не так уж и безопасны. Комментируя возгорание трамвая №14, которое произошло 13 марта этого года на конечной остановке по ул. Магистральная, Власюк сказал:

“Такие случаи происходят по всей стране. Это заложенные риски использования электротранспорта. Я не хочу сказать, что все равно они будут гореть. Это неправильно, но такие риски есть. Вы ж сами видите, что у них срок эксплуатации такой, что их должны списать и забыть о них”.

Остановимся на этих «списать и забыть».

По информации директора ГП «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт городского хозяйства» Валерия Кравченко, последние поставки в Украине новых трамваев Т-3 производства ЧКД «Татра» были в 1987 году. Таким образом, все эти трамваи имеют срок эксплуатации свыше 30 лет и требуют капитальных ремонтов с переоборудованием.

Сегодня реальный срок эксплуатации этих трамваев превышает допустимый в 2, 3 и больше раз.

Однако, несмотря на «древность лет» запорожских трамваев, городские власти вбрасывают в их «побелить-покрасить»  щедрые суммы из городской казны.

Более того, 12 февраля 2018 года КП “Запорожэлектротранс” объявило тендер на закупку 4 кузовов для трамваев Т-3 с тяговыми модулями. Сумма тендера — 20 млн гривен, т.е. по 5 млн гривен за кузов. То есть, если власти решили менять кузова, значит старые, уже не подлежат ремонту, ибо многократно пережили свой «железный» век.

Следуя законам логики, стало быть и тележка – основа трамвая – тоже «умерла, так умерла». Однако, как видим, тележки в запорожских трамваях городские власти менять не планируют. Бюджетные деньги решили тратить на «косметические маски» — установку окон, создание перегородки водителя, покрытие пола, плафоны освещения салона, поручни и перегородки салона, сидения. А сами тележки, на чем все это стоит и на  чем, собственно движется,  останутся старыми, продолжая  работать в свои давно уж пенсионные года.

То есть «капитальным» такой ремонт нельзя назвать даже с натяжкой. Потому что он таковым не является.

А вот, что об этом думают, собственно эксперты. Приводим цитату руководителя ГП “Украинский научно-исследовательский институт вагоностроения” Александра Сафронова:

“Для ремонта б/у транспорта очень часто используют не новые детали, а сама сборка может происходить в кустарных условиях. Поэтому риски, что такой транспорт, в итоге, не послужит долго или будет ломаться, разумеется есть. Качественная реконструкция может снизить риски поломки трамвая, но только в том случае, если она действительно качественная. То есть, куплены новые детали, а капремонт осуществляется на основании предварительных исследований. Ведь, не все то, что ремонтируют, подлежит ремонту. Особенно, если ремонт заключается в замене одних изношенных деталей другими, чуть менее изношенными. И хоть страшно это говорить, но, скорее всего, так будет продолжаться до тех пор, пока такая халатность не приведет к ужасным последствиям”.

Известно, что капремонт трамваев – это схема, полная коррупционных рисков. Проконтролировать какие комплектующие были заменены, на какие они были заменены и вообще проводилась ли их замена – практически невозможно. Несколько недель назад главный инженер трамвайного депо КП “Трамвай” (г. Каменское, Днепропетровская область) Александр Ивашина рассказал, как на деталях к трамваям воруют деньги. Суть сводится к тому, что запчасти к трамваям закупаются только на бумаге и, разумеется, по завышенной стоимости.

Об эффективности таких капремонтов может свидетельствовать случай, произошедший в том же Каменском 13 марта этого года. Трамвай, внутри которого находилось 100 пассажиров, двигался на спуске, когда он внезапно обесточился. В этот момент должно было включиться торможение от аккумуляторов, но не сработали ни стандартный, ни экстренный тормоз. Трамвай, который в депо считали лучшим, продолжил движение по спуску и жизнь пассажиров была спасена благодаря водителю Наталье Плитюк, которая не растерялась и выбросила башмаки торможения.

Так почему в “Запорожэлектротрансе” закупают новые кузова и совершенно не беспокоятся о тележках? Возможно, ответ кроется в том, что техзадание упомянутого тендера “Запорожэлектротранса” прописано под посредника, владельца ООО “Политехносервис” Мирослава Черны. У него в продаже есть как раз кузова, а вот тележек – нет.  О сотрудничестве Запорожской мэрии с компанией «ООО “Политехносервис” мы расскажем в нашей следующей публикации.

В качестве ремарки: путь переоборудования и капитального ремонта трамваев уже проходили Киев и Днепр, которые в прошлые годы реализовывали соответствующие городские программы. После того, как в капитально отремонтированных вагонах возникали пожары в депо, а на маршрутах трамваи сходили с рельсов или сбивали людей, не успев затормозить – городские власти отказались от этих идей и перешли к закупке новых трамваев.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ