Запорожские власти «отшили» местных производителей

0

Нашумевшие запорожские трамваи вовсе не запорожские. Власти объявили тендер под посредника, торгующего импортными комплектующими.
В апреле нынешнего года КП «Запорожэлектротранс» планирует провести закупку новых кузовов для старых городских трамваев Т-3. О том, как важна и даже патриотична эта закупка, успели заявить с «широких экранов» и местные власть предержащие и «приезжавшие с визитом» высокие политические гости из столицы. Дескать, и электротранспорт обновим, и отечественного производителя поддержим. На самом деле все оказалось куда прозаичнее – городские власти объявили тендер исключительно под посредника, торгующего импортными комплектующими. В итоге украинские производители, в том числе запорожские, в тендере участвовать не смогут.

Тендер на закупку 4 кузовов с тяговым модулем для капремонта старых трамваев Т-3 КП «Запорожэлектротранс» объявило еще 12 февраля 2018 году. Согласно техническому заданию, предприятие планирует приобрести кузова 2017-2018 года выпуска. На эту закупку планируется потратить 20,7 млн гривен.

Благодаря этому тендеру и еще такому же предыдущему, мэр города Владимир Буряк успел обратить к Запорожью внимание всей Украины. Еще бы – многие информационные сайты сообщили, что в Запорожье местные власти такие молодцы, что научились своими силами производить отечественные красивые современные трамваи.

Но на самом деле, эти «новые» трамваи никакие не украинские, а отечественные производители и вовсе не имеют возможности участвовать в тендере КП «Запорожэлектротранс». Согласно техническому заданию, все закупаемые кузова должны подходить к сцепке с вагонами с тяговым модулем Cegelec «TV Progress SLT» (Чехия), чтобы, дескать сделать двойные вагоны.

Другими словами, в «Запорожэлектротрансе» хотят, чтобы после капремонта, вагон Т-3 с новым кузовом подходил к сцепке и езде в паре с таким же вагоном, на котором установлен чешский тяговый модуль. При этом вагоны с другими тяговыми модулями нельзя будет соединить в пару, а, значит, все закупаемые кузова должны быть оборудованы тяговым модулем Cegelec.

С другой стороны, требование КП «Запорожэлектротранс» является откровенно дискриминационным. В Запорожье есть 4 трамвая, на которых установлен Cegelec. Согласно информации гендиректора КП «Запорожэлектротранс» Юрия Папача, эти трамваи выпускаются на линию одиночно. Так что мешает предприятию эти 4 вагона разбить на пары и соединить между собой? В системе многих единиц может ездить только 2 трамвайных вагона, а потому такая арифметическая операция под силу и первокласснику. А если в КП «Запорожэлектротранс» так уж хотят дать шанс импортному Cegelec, то условия тендера должны быть на равных условиях, без торговых наименований, как того требует закон.

Производителем модулей Cegelec значится компания ООО «Квазар Плюс» (Чехия), владеет и руководит которой некто Милослав Черны. Он же через свою компанию ООО «Политехносервис» продает эти модули в Украине. Еще пару лет назад об этой компании мало кто знал, но с 2016 года ей стало несказанно везти в госзакупках: за это время «Политехносервис» выиграл 20 тендеров на почти 110 млн гривен.

При этом, половину этих средств ООО «Политехносервис» получило благодаря прописанным под него техническим заданиям тендеров. Так в 2017 году КП «Винницкая транспортная компания» и КП «Одесгорэлектротранс» объявили по 2 тендера на закупку комплектующих для трамваев с оборудованием Cegelec. И хотя закон о “Публичных закупках” строго запрещает указывать в техзадании конкретного производителя или торговое наименование, только на этих четырех тендерах ООО «Политехносервис» заработало 50 млн гривен.

Стоит оговориться, что никакого украинского оборудования у ООО «Политехносервис» нет. Вся продукция «Политехносервиса» – это 100% импорт из Чехии.

И это при том, что в Украине есть свои производители кузовов и тяговых модулей. Более того, даже непосредственно в Запорожье есть завод, который производит тяговые модули в том числе на экспорт. Речь идет о ЧАО “Запорожский электроаппаратный завод”.

Однако, по словам директора завода Марка Сидоренко, в последнее время государственные заказчики игнорируют наличие в Украине мощного отечественного производителя, отдавая предпочтение иностранным аналогам, причем, уступающим в качестве и цене украинскому оборудованию.

«Сейчас на нашем заводе работает порядка 300 человек. Наших мощностей вполне хватает, чтобы производить около 10 тяговых модулей в месяц. Этого количества достаточно, чтобы удовлетворить спрос украинского рынка. Тем не менее, государственные заказчики предпочитают отдавать деньги европейским предприятиям, изрядно переплачивая, в то время как украинские заводы — постепенно банкротятся и закрываются», — сказал Марк Сидоренко.

Он также добавил, что запорожский завод часто производит электрооборудование для троллейбусов на заказ других государств. Согласно информации на сайте предприятия, «Запорожский электротранспортный завод» имеет опыт поставок своих модулей в такие страны как Чехия, Венгрия, Россия. Но для родной Украины производитель оказался почему-то недостаточно хорош.

В свою очередь генеральный директор «Корпорации предприятий общественного электротранспорта «Укрэлектротранс» Владимир Вирченко убежден, что в основе украинских госзакупок, связанных с приобретением общественного транспорта, часто прослеживаются «политические мотивы», которые не имеют ничего общего с интересами украинцев.

«В Украине есть предприятия, которые занимаются как производством отдельных комплектующих для трамваев (в частности, кузовов), так и сборкой целых трамваев. И качество нашего транспорта лучше, чем б/у троллейбусы из Европы или польские Pesa, которые закупили вопреки их несоответствию многим государственным стандартам. Об этом тендере «Запорожэлектротранса» мне не известно, но раньше это предприятие поддерживало и закупало оборудование у украинского производителя», — прокомментировал Владимир Вирченко.

Стоит отметить, что упомянутый ранее тендер КП «Запорожэлетротранс» вообще не рассчитан на производителей. Согласно квалификационным требованиям, участнику вовсе не нужно иметь оборудование, материально-техническую базу и работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт для производства кузовов с тяговым модулем. Главное требование к будущему подрядчику – иметь документальное подтверждение опыта выполнения аналогичного договора. Другими словами, в «Запорожэлектротрансе» прозрачно заявляют, что хотят купить кузова у посредника, который торгует тяговыми модулями Cegelec, а украинским производителям в этом тендере не место.

А руководство города полностью одобряет и поддерживает «Запорожэлектротранс» в том процессе.

“В прошлом году было собрано четыре трамвая. В этом году реализация программы продолжается. Мы планируем собрать в 2018 году пять новых трамваев, капитально отремонтировать четыре. Мы покупаем кузов и ряд других комплектующих для трамвая. Трамвайные тележки у нас свои. Сборку нового вагона осуществляем силами рабочих «Запорожэлектротранса», – заявил Владимир Буряк.

Возможно, Владимира Викторовича никто не уведомил, что «свои тележки» – это те, которые были закуплены 30 лет назад при Советском Союзе и никаких других у «Запорожэлектротранса» нет. А кузов и комплектующие предприятие системно закупает импортное. Что касается «сборки» вагона, так она к слову «производство» не имеет никакого отношения и действительно выполняется силами работников депо.

Напомним, как сообщал «Антикор. Запорожье» в одном из предыдущих материалов, в КП «Запорожэлектротранс» при проведении капремонтов трамваев, занимаются лишь обновлением их внешнего вида. При этом основной узел трамвая – тележку – оставляют изношенным, что в любой момент может привести к возгоранию трамвая, сходам с рельсов или потере торможения.

В ОО «Агентство журналистских исследований» уверены, что на этом тендере КП «Запорожэлектротранс» демонстрирует новую коррупционную схему.

«Представьте себе, что предприятию нужно закупить своим сотрудникам телефоны. Если они объявят честный тендер, то выиграет участник с самым низким ценовым предложением. Но в этом предприятии знают, что другой участник, с более дорогими телефонами, например, айфонами, даст откат. И не просто даст откат, а спрячет его по бухгалтерии другой страны, например, Чехии. Как же законно закупить айфоны у этого участника? В КП «Запорожэлектротранс» здорово придумали. Нужно купить одно зарядное устройство для айфона, а потом в техзадании прописать, что все закупаемые телефоны должны подходить к этой одной зарядке. Мол, вот так им надо. И по этой схеме директор «Запорожэлектротранса» Юрий Папач хочет «обновлять» весь трамвайный состав. Если в Антимонопольном комитете и Минэкономики это пропустят, то завтра по такой «прозорой» схеме будет закупаться вся страна», – заявил президент ОО “Агентство журналистских исследований” Максим Шпаченко.

Он также добавил, что в «Запорожэлектротрансе» достоверно осведомлены о том, что украинские производители предложат кузова лучше и дешевле ожидаемой стоимости. Но по известным (или неизвестным) причинам вопреки экономическим интересам города и страны, коммунальное предприятие намерено отстаивать интересы чехов. Ведь если бы импортное оборудование было настолько хорошо и так выгодно по цене, то не стали бы запорожские власти блокировать доступ к тендеру отечественным производителям?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ