Для чего Запорожская мэрия срывает тендеры?

1

Один за другим в Запорожье срываются тендеры на закупку товаров и услуг для нужд города. GPS-оборудование для городских маршруток, уборка и вывоз опавшей листвы, закупка бензина для КП «ЭЛУАД»,  уборка снега и посыпание тротуаров —  это далеко не полный список тендеров, которые по разным причинам «сорвались», «не состоялись», «отменены» , «признаны не действительными».  Кому выгодно срывать тендеры и для чего этого делается  — в нашем материале.

Чтоб собаки не мерзли

На нашем фото – двор, расположенный в самом центре города, буквально в двух кварталах от мэрии.15555254_366647407022774_771544262_o

Эту гору из опавших листьев дворник исполнительно смел в большую кучу еще в начале ноября. С тех пор он, курган из плесневелых умерших листьев,  здесь и красуется. Его успели возлюбить бродячие собаки.  До холодов тут иногда ночевал бездомный, но добродушный человек.15555130_366647310356117_1531886284_o Сегодня это творение рук дворника и несостоятельности власти  притрусило белым снежком, от чего он стал выглядеть более эстетично, но все так же безысходно. Ибо, когда эту кучу, и также сотни других таких же, поселившихся во дворах, парках и аллеях города, вывезут,  даже в мэрии не знают. Первый тендер, проведенный в поэтичной осенью, не состоялся: кто-то один оскорбился тем, что кто-то другой «налисичил» в тендерных документах с выгодой в сторону кого-то третьего…На этой неделе должна состояться вторая попытка определить достойного очистить город от опавших листьев.

К весне сам растает

Убирать снег и посыпать тротуары тоже пока не кому. Конкурс на осуществление этих функций объявил и отменил тендерный комитет  КП  «Наш город» —  предприятия, ставшего сомнительным символом новой власти.  Причина отмены тендера – как бы ошибки в документах участников.  НА торги были выставлены работы по каждому району города. Общая ожидаемая стоимость работ – 2,36 млн. грн. бюджетных средств. На что хотелось бы обратить отдельное внимание: среди заявившихся в качестве  участников торгов —  КП «Основание», предприятие, которое по уверению городских властей, в настоящий момент проходит процедуру ликвидации (об этом позже). Правда тендерный комитете не допустил «Основание» к участию по причине (!) неверного расчета затрат на топливо и другие ошибки. По этой же причине «Наш город»  не допустил к участию ООО «Эко-Сич», и по этой причине тендер не состоялся вообще. Торги по лотам-районам оттенили, поскольку к торгам был допущен лишь один участник, и то не во всех районах.   Вторая попытка тендера пока не объявлялась (к марту снег сам растает).

Если так, то никак

Намедни, был отменен тендер на покупку бензина для КП «ЭЛУАД».   Цена вопроса – 5, 5 млн. грн.  Но эксплуатационно-линейное управление отменило тендер.

Предварительно за двумя лотами этого тендера акцептовали предложения фирм «Тего» стоимостью 5,12 млн. грн. и «Торговый дом Агрінол» стоимостью 0,14 млн. грн.

ООО «Тего» должно было поставить  91000 литры бензина марки А- 92 и 188300 литры дизельного топлива. На этот лот направилось семеро участников и трех из них было отклонено по различным причинам. В том числе и самую дешевую ООО «Техойл Рітейл» стоимостью 5,02 млн. грн.

АМКУ рассмотрел основания для отказа и признал их неправомерными и  обязал КП  «ЭЛУАД»  отменить все решения, которые были приняты после раскрытия предложений.  В качестве «нашого ответа Чемберлену» через две недели после решения АМКУ коммунальное предприятие вообще отменило тендер по этому лоту, обосновав свое решение формальным «с связи с невозможностью  устранения нарушений, которые возникли через выявленные нарушения законодательства по вопросам государственных закупок . Детали «ЭЛУАД» предпочел не уточнять.

Хочу, чтобы он! 

Но дело не столько в причинах сорванных/несостоявшихся/отмененных  тендеров, а в том, что вышеописанные ситуации  – лишь эпизоды стабильной тенденции.  В данном случае, когда речь идет  миллионах бюджетных средств,  наивно будет думать, что «слетевшие» тендеры – случайность. Перефразировал поэта, отметим, что если тендеры срываются – значит это кому-нибудь нужно. Так зачем городские власти срывают тендеры?

За ответом далеко ходить не пришлось. Он на поверхности. В самом законе «О публичных закупках».

Комментарий юриста:

Базовым нормативным актом, регулирующим госзакупки в Украине, на сегодняшний момент является Закон Украины «О публичных закупках», принятый 25 декабря 2015 года (в редакции от 8 декабря 2016 года). Этим законом фактически предусматриваются 3 вида процедур осуществления госзакупок:

  • открытые торги,
  • конкурентный диалог
  • и переговорная процедура закупки.

Наиболее проработанной и защищенная от злоупотреблений процедурой являются Открытые торги. Поэтому недобросовестные заказчики пытаются придумать всячески методы ее обхода.

Одним из методов, далеко уже не новым и достаточно очевидным, является необоснованное использование переговорной процедуры закупки.  Это процедура, которая используется заказчиком в качестве исключения. Она крайне удобна недобросовестному заказнику тем, что позволяет  заключить договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров. (особенности переговорной процедуры предусмотрены разделом 6 Закона Украины «О публичных закупках»). Сели, «перетерли», договорились, отправили-получили бюджетные деньги.

Переговорная процедура закупки применяется заказчиком в порядке исключения в случае:

— необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения тендера (пункт 3). Если говорить упрощенным языком, то повод для договорной закупки, описанный этим пунктом закона, можно описать как «ну очень нужно!»

— если заказчиком был дважды отменен тендер из-за отсутствия достаточного количества участников (пункт 4). Соответственно,  по разным причинам отклоняются предложения «ненужных» участников, торги дважды отменяются или признаются несостоявшимися, назначается переговорная процедура закупки. А дальше все уже в руках заказчика.

Говоря о переговорной процедуре закупки, можно констатировать, что действующее законодательство практически не имеет четких средств эффективного контроля самой процедуры. Поэтому зачастую бывает, что объективного рыночного отбора не происходит, предложения необоснованно отклоняются, а право на принятие решения практически отдается на откуп заказчику, давая ему достаточное пространство для маневра. Заказывай «у кого хош». К этому – к свободному маневрированию в выборе исполнителя за бюджетные деньги – и стремятся городские власти Запорожья, целенаправленно ставя палки в колеса открытым торгам.

Подытожив, необходимо отметить, что переговорная процедура закупки задумывалась как инструмент, помогающий существенно облегчить в определенных случаях жизнь заказчика путем упрощение процедуры и сокращения сроков закупки, а не как средство для тендерных манипуляций. Кроме того, за нарушение законодательства в сфере госзакупок последуют санкции со стороны контролирующих органов.

Наблюдаем дальше.

 

 

 

 

Евгения Шаламова, Антон Стасик

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А как быть когда компания демпингует на тендере, а потом не выполняет обязательств, ищет причины а не возможность выполнить свои обязательства?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ