Автобусный тендер сорван по личным причинам

0

Городские власти Запорожья совали тендер на покупку габаритных автобусов, потому что не увидели личной выгоды.

Так причину скандала с  проваленным приобретением автобусов объяснили депутаты-демократы.

 — Кто виноват?

— Невестка.

 — Так ее дома нет!

— Ничего — вон ее платье висит!

Этот элемент устного фольклора очень точно описывает ситуацию, сложившуюся с несостоявшейся покупкой автобусов большой вместимости: городские власти «переводят стрелки»(пардон за сленговые фразеологизмы).

Тема покупки в лизинг габаритных автобусов,  расписанная как яйцо Фаберже местными власть придержащими «художниками»,  позорно рассыпалась на глазах у запорожцев на последней сессии городского совета:  вопрос выделения дополнительных 24 миллионов «на автобусы» не набрал нужного количества голосов.

Данные властью под «зуб даю» обещания, что уже в начале поэтической поры «природы увядания»  по артериям города  начнут курсировать автобусы большой вместимости,  обернулись ничем – пуком, лопнувшим мыльным пузырем,  облачком,  развеянным первым же порывом ветра.  Причем, деньги есть –  154 миллиона, запрашиваемых мэрией на покупку в лизинг 35 автобусов давно выделены депутатами и лежат на счетах КП «Запорожэлектротранс». А автобусов  нет.   Отцы города театрально разводят  руками и…  винят политических конкурентов.

После провала голосования о выделении дополнительных 24 миллионов гривен, без которых, якобы, не может состояться тендер на покупку в лизинг автобусов,  СМИ, состоящие на содержании у небезызвестного металлургического гиганта, торопливо запестрели заголовками типа «Демократические силы лишили запорожцев автобусов».

В частности местное издание «Индустриалка» разродилась не двузначным  материалом «Запорожские депутаты-«демократы» завалили решение о покупке автобусов большой вместимости».  Неизвестный автор подчеркивает:

Приобретение автобусов типа МАЗ 103486, МАЗ 203085, «Богдан» — А70132 в лизинг позволило бы существенно ускорить переход общественного транспорта на более комфортные автобусы и сэкономить городской бюджет, разбив сумму закупки на четыре года.

Однако данное решение на сессии не было принято. И «завалили» его именно те депутаты, которые позиционируют себя демократами и борцами за улучшение жизни горожан.

Не поддержали проект решения о закупке автобусов в лизинг фракция «БПП-Солидарность» (полным составом), «УКРОП», «Самопомощь» и «Батькивщина».
За данное выгодное приобретение комфортных автобусов проголосовали полным составом депутаты фракций Оппозиционного блока и Новой политики. Частично поддержали данное решение и депутаты фракции «Наш край».

В порыве заступиться за поруганную правду томимы жаждой уточнить:  если бы за данный вопрос  проголосовали все «свои» депутаты,  то депутатских «одобрямсов» было достаточно, и вопрос о непредвиденном  вытягивании из бюджета дополнительных миллионов был бы принят. Но  решению не хватило обидного мизера – буквально двух голосов.  То есть в рядах тех, на кого рассчитывали» произошел неожиданный подвох.  Смотрим списки голосовавших по вопросу…. Не голосовали депутаты Владимир Кальцев и Василий Полюсов.  Не знаем, что именно подвигло  этих уважаемых граждан к такому действию, но в аккурат накануне голосования «лизингового» вопроса, Кальцев и Полюсов покинули сессионный зал.

Если история с нехваткой голосов – пусть и малоинтересная, но загадка, то причины, по которым четыре демократические фракции Запорожского городского совета отказались поддерживать проект решения, который предполагал дополнительное выделение 24 миллионов гривен на проведение автобусного тендера, абсолютно ясны. Свою позицию депутаты-демократы объяснили еще во время сессии. Депутат от фракции «Батьківщина» Владимир Москаленко указал на то, что обещания городской власти касательно сферы пассажироперевозок и реальность  никак не союзны друг с другом. Депутат заявил:

«Заради  куівлі великих автобусів, ми  відмовились від купівлі тролейбусів. Ми добре пам’ятаємо як нас у цьому залі запевняли, що все буде так добре, ви нічого не розумієте, ви тільки погодьтесь на лізінг. Власники автобусів мало не в черзі стоять аби надати свою техніку «Запоріжелектотрансу». Що ж сьогодні? Знову виправдання. І знову вимога дотацій з бюджету міста. Нагадаю, що починалося все зі 120 мільйонів гривень, потім знадобилося уже 154 мільйони гривень тепер треба ще 24 мільйони і знову ми почуємо запевнення, що все буде добре. Ви тільки виділіть кошти. В очевидь  кошти таки  будуть виділені. Але ми переконані, що це нічого не змінить. Дуже хотілось би помилитися, але ми вже чули, що будуть нові тролейбуси, нові великі автобуси з’являться в цьому році, відремонтовані трамваї вийдуть на маршрути, що з усіх міст до Запоріжжя привезуть старі трамваї, які тут відремонтують. А на «Запоріжелектротрансі» і настане процвітання. Але поки що все закінчилось тільки словами».

Как заявил «Антикор.Запорожье» заместитель главы фракции «Батьківщина» Владимир Максимов,  фракция отказалась поддерживать вопрос о дополнительном выделении средств на покупку автобусов,  потому считают, что эти деньги нужны «авторам» для получения личной выгоды.

«Демократические силы не провалили вопрос о покупке габаритных автобусов в лизинг. Деньги – 154 миллиона гривен – выделены, и нам обещали, что уже в сентябре в Запорожье будут поставлены автобусы большой вместимости в количестве 35 единиц. Но исполнительной властью тендер не проведен, лизингодатель не  определен. И по факту, вместо поставки в город обещанных автобусов, к нам опять пришли за деньгами. Сейчас они просят дополнительно 24 миллиона, завтра придут просить 50 ? Мы не видим прозрачности,  доступности и экономии при нынешних условиях решения вопроса.  Более того, у нас есть подозрение, что тендер был провален целенаправленно. Конкурсная  комиссия специально сорвала конкурс,  когда стало ясно, что «нужная»  компания рискует не победить.  Они  занизили тендерную  стоимость автобусов настолько, что она упала ниже цена завода-производителя.  И,  как результат, официальная версия срыва торгов – отсутствие заявок на участие.   У нас есть основания предполагать, что причина срыва в том, что они не увидели в этой схеме своей выгоды, своей откатной доли. Именно поэтому тендер сорвали и назначили новую стоимость закупки,  увеличив ее до 178 миллионов гривен».

Комментируя ситуацию, Владимир Максимов,  подчеркивает, что в самих тендерных условиях на лицо «непрозрачность» предполагаемой бюджетной закупки. По словам депутата, техническое задание прописано не под автобусы с определенными техническими характеристиками, а под конкретного производителя.

«О том, что уже все договорено, они открыто озвучивают даже на депутатских комиссиях, рассказывая какой автобус и где будут брать» — говорит Владимир Максимов.

К примеру, по имеющимся данным, автобусы, которые сейчас обслуживают маршрут № 18, были куплены у российской компании  через Белоруссию.

Вероятнее всего, что вопрос о вытягивании из бюджета «недостающих для полного счастья» 24 миллионов гривен появится в сессионной повестке еще раз, возможно уже на сентябрьской сессии горсовета. И если опять никто не покинет преждевременно зал заседаний, как это было на минувшей сессии,  вопрос будет вытянуть к принятию.  КП «Запорожэлектротранс» проведет таки злополучный  лизинговый тендер и подорожавшие на полтора миллиона за единицу автобусы (напомним, что изначальная цена автобусов была  приблизительно 3,5 миллиона гривен за единицу, а теперь одна единица будет стоить бюджету в более чем 5 миллионов гривен) будут закуплены у «нужной» компании.  Запорожских медиапростор  накроет волна хвалебных песнопений в адрес городских властей,  на экранах телеканалов замелькают лица довольных пенсионеров. А в этом время в одном уютном кабинете кое-кто с кое-кем  разложат на аккуратные, но неравные стопочки,  несколько десятков миллионов гривен, оторванных путем «единодушного голосования» у городской громады.

В качестве «иллюстрированного» эпилога, завершим напоминанием, что сегодня Правоохранители объявили подозрение в растрате средств руководителю КП «Запорожэлектротранс» Юрию Папачу.

В управлении по защите экономики Запорожской области сообщили,  что  Папача подозревают в том, что он перевел бюджетные деньги на счета частной фирмы, заключив дополнительные соглашения к договору о поставке топлива по завышенной цене. Таким образом, за полтора месяца на «Запорожэлектротрансе» совершена растрата средств на сумму более 100 тысяч гривен.  Идет следствие.

Евгения Шаламова