Мэр анонсировал скорое пришествие

0

Автобусы в лизинг — панацея или коррупционная схема.

Сегодня уже точно можно сказать: сфера пассажироперевозок – это большой провал в работе исполнительной власти Запорожья.  Резко ухудшившееся  положение дел в перевозке пассажиров и произошедшее на этом фоне повышение  цен на проезд вызвали всплеск общественного недовольства.

Поддавшись на советы пиарщиков, городской голова принялся дуть на буйное море и выдал пост о «скором пришествии».

На своей страничке в ФБ, запорожский мэр поспешил обрадовать измученных транспортным коллапсом запорожцев, что в конце года в город прибудут 35 габаритных автобусов. Автобусы большой вместительности по решению сессии будут взяты в лизинг. На эти цели из городского бюджета выделено 175 млн грн.

Учитывая беспросветное лицемерие, которое убедительно проявила местная властная элита в качестве своей доминантной характеристики (один марафон за здоровый образ жизни от «Запорожстали» чего стоил), то  очередное «азъ есмь»  от городского головы воспринимается не более, как скучный пиарход. Причем опять провальный,  не вовремя и под «горячую руку» (мда… советчиков пора менять… )

Что касается самого автобусного лизинга, который мы получили. Напомним, что этот вопрос был одним из самых сложных и скандальных во время августовского сессионного обсуждения Представители демократических фракции отказывались поддерживать прошение управления транспорта  «подкинуть» на лизинг еще 24 миллиона к выделенным прежде 152 миллионам.  Типа «не хватило».

Позиция  депутатов по отношению к этому вопросу  не изменилась и сегодня: демократы  уверенны, что автобусный лизинг – большая схема по вымыванию из городской казны общественных  миллионов.

Депутат Запорожского городского совета Виталий Рябцев: «Я был против автобусного лизинга тогда, и  против сейчас. В Запорожье огромная масса острых проблем, которые требуют экстренного вмешательства, но на них нет денег. В 2018 бюджет развития предположительно составит не более 250 миллионов гривен. А промэрское большинство легко отдало 175 миллионов  на лизинг – то есть на то, чтобы пользоваться чужими автобусами.  Не слишком ли они  шикуют городскими деньгами?  Тем более, что у города были другие, более экономически выгодные варианты купить большие автобусы. Но они, почему-то не устроили».

Напомним, у  запорожских властей была возможность купить 22 автобуса по более выгодным расценкам. Если бы заинтересованные лица этот проект не завалили,  то автобусы большой и средней вместимости зашли бы в город еще в июне этого года, и в перспективе на сумму в 100 тысяч гривен мы (город) могли бы приобрести 44 автобуса.  Чувствуете математику? —  сегодня 35 лизинговых (то есть чужих автобусов), но за 175 млн грн.

К слову, кто он, этот таинственный лизингодатель,  пока не известно. А равно не известны и его  условия сотрудничества с городом.

Депутат Запорожского совета Олег Германюк:

«Вопрос  лизинга утверждался на сессии.  Но должны быть договора с лизингодателем, а их никто  не видел. Таким образом, городской совет своими решением выделил 175 млн.грн за, по сути, кота в мешке. Потому что никто не знает, какая процентная ставка,  какой срок лизинга,  учтена ли в указанной сумме инфляция».

Да, слишком много неизвестных, тем более, когда речь идет о сумме в сотни миллионов.

И что же Буряк и его молодая команда намерена навязать городу? Не смотря на то, что договора с лизингодателем еще по факту никто не видел, однако информация о том, что именно привезут в город власти, самопроизвольно всплыла на поверхность. 35 автобусов, которые в последнее время являются ключевым акцентом пиара мэрии – это дизельные «большегрузы»  минского автомобильного завода. Не спрашивайте, почему так не патриотично и почему не украинские. Точный ответ на этот вопрос знает лишь  один депутат и группа его партнеров в горисполкоме.  Но они правду не скажут.

Так вот, что касается втягивания города в многолетний долг ради получения автобусов с дизельными двигателями. Взглянем туда, куда Украина как будто бы стремится –  в Европу.

Два года назад Европейский союз принял экологический стандарт «Евро-6», который прямо называют «антидизельным»: он снизил допустимое содержание оксидов азота с 0,180 до 0,080 г/км. Кроме того, новый стандарт жестко регламентирует количество взвешенных частиц в выхлопе. Чтобы соответствовать «Евро-6», машина должна быть оснащена дорогой системой рециркуляции выхлопа для нейтрализации вредных веществ путем дожигания.

Кроме того, против дизельных автомобилей вводятся точечные меры: в Осло им нельзя въезжать в центр города с 6 утра до 22 часов вечера; в Париже запрещена эксплуатация старых дизельных машин; к санкциям готовы присоединиться Берлин, Кельн, Гамбург, а также крупные города Голландии и Дании. В целом по Европе продажи такого транспорта демонстрируют сильнейшее снижение за десятилетие, не исключая и вторичный рынок.

«Дизельные автомобили исчезнут быстрее, чем мы можем ожидать» — заявляют квалифицированные эксперты,   и с этим сложно не согласиться: пик популярности этого транспорта позади, а будущее сулит им возвращение в нишу исключительно коммерческого использования, которая, скорее всего, сузится под натиском новых технологий. Сегодня, как в 60-е годы прошлого века, ставка делается на электромобили.

То есть, с подачи городских властей (и одного депутата) Запорожье инвестирует крупную сумму  денег в то, что не имеет перспектив, в то, от чего мир давно отказался.

А между тем,  властям предлагались к рассмотрению  другие варианты вложения денег в развитие городского транспорта, причем с учетом мировых тенденций. В частности  речь идет о покупке троллейбусов с аккумуляторами, что открыло бы массу возможностей для логистических  фантазий, и автобусов на экологически безопасном двигателе. Почему этот вариант не подошел? Ответ на этот вопрос знает один депутат (в прошлом любитель появляться на сессии в спецодежде родного комбината). Кстати он даже знает компанию, которая «в условиях жесточайшего конкурса»  получит право лизинговых автобусных поставок.  Эта фирма Запорожью уже знакома по первой партии габаритных автобусов. Она имеет днепровскую прописку и тесные запорожские связи. Наблюдаем дальше.

Кстати, дальше может быть так. Два года город исправно платит лизингодателю  (вероятно днепровской фирме), а потом вдруг финансовая прореха в бюджете, очередная выплата просрочена и… автобусы возвращаются к владельцу, он же — счастливый обладатель казенных миллионов, доставшихся ему честно, по договору (договора-то пока никто не видел). Ну или так: через время исполнительные власти сообщают, что бюджету не по карману обслуживать 35 автобусных  гиганта, и лизинговые автобусы передаются частной фирме, вместе с бюджетным «сопровождением». Или вот так… Впрочем, дадим событиям самостоятельно развернуться.