Васадзе готов продать запорожский автомобильный завод

0

Но пока покупать никто не хочет

К потенциальному покупателю контрольного пакета ЗАЗа  есть условие: он должен профессионально и серьезно заняться автомобильным бизнесом. Об этом глава компании»УкрАвто» и директор ЗАЗа Тариел Васадзе заявил прессе.  Васадзе уверяет, что запорожский атвозавод вызывает интерес  инвесторов, и что переговоры на тему покупки идут периодически.

В частности, интерес к совместному производству на ЗАЗе проявляли компании Daimler и Magna Steyr, которые планировали производить на заводе автомобили модели «Спринтер». Но обсуждения перспектив не дали результатов.

«Mercedes, с которым мы находимся в добрых отношениях, снял с производства модель Sprinter. Новое поколение — это другой уровень комфорта и новая цена. Учитывая, что предыдущее поколение Sprinter популярно на многих мировых рынках и для поддержки эксплуатации такого огромного парка необходимы запасные части, мы хотели запустить такое сателлитное производство на ЗАЗе.  В январе прошлого года представители компании посетили наш завод, все понравилось. Но когда услышали об условиях для производителей в Украине, мне прямо сказали: «Господин Васадзе, зачем мы тратим время? Пока у вас в стране существуют такие условия, ни о каком производстве не может быть и речи».  — рассказывает глава «УкрАвтодора».

Аналогичным образом завершились и переговоры с австрийской  Magna Steyr,

«На своих заводах выпускает Mercedes G-класс, BMW 5-й серии и другие модели. Хотели наладить производство у нас. Даже свой исследовательский институт готовы были перенести в Украину. Когда глубже познакомились с украинскими реалиями, сказали, что дешевле в Австрии развивать свое производство» — рассказал Васадзе.

По этой же причине потеряла интерес к ЗАЗу и итальянская компания — производителей прицепов и тягачей. Однако, сложив плюсы и минусы,  выяснили, что производить такую продукцию дешевле в родной Италии.

Глава «УкрАвто» признается, что с удовольствием уступил бы контрольный пакет завода заинтересованным инвесторам. Но не кому:

«Я бы с удовольствием это сделал, и даже уступил бы контрольный пакет, если бы понимал, что инвестор профессионально занимается этим бизнесом. Но беда в том, что в существующих условиях в эту отрасль никто не придет — лучше и дешевле завезти готовый продукт».

Согласно официальным данным, за 10 минувших лет производство на ЗАЗе сократилось в 184 раза.

В своих многочисленных комментариях касательно проблем украинского машиностроения, сегодня Васадзе сетует на «евробляхи» и сегодняшнее положение ЗАЗа называет драмматическим.

«Финансовое положение ЗАЗа драматическое. С начала 2000-х в обновление производства направлялась вся прибыль и кредиты. В завод инвестировано $380 млн. В итоге, ЗАЗ получил 1,3 млрд грн убытка только от переоценки оставшегося кредитного портфеля с 8 до 16 грн за доллар» — рассказал Васадзе.

То есть долг завода банкам за год вырос с 1,2 млрд грн до 2,5 млрд. При этом  в 2014-м ЗАЗ погасил банкам $40 млн. Кроме этого, ЗАЗ пострадал еще и от огромного операционного курсового убытка, от обесценивания активов завода в результате падения их рыночной стоимости (как того требуют стандарты МСФО), и выплатил 164 млн грн процентов по кредитам.

В результате убыток ЗАЗа тогда составил 2,9 млрд грн. А вся выручка завода от продажи машин и запасных частей в 2014 году была 1,4 млрд грн. Основные средства завода потеряли свою гривневую стоимость и после проведенного аудиторами теста на обесценение составили 765 млн грн.

В настоящий момент на предприятии остановили производство Lanos и все основные силы брошены на развитие и наращивание автобусного производства. В первую очередь речь идет о модернизации серийно выпускаемых автобусов А07 и А10. В  планах поставить на производство 10-метровый автобус, а затем и 12-метровый. Уже есть чертежи автобусов, двигатели Евро-5, есть и партнеры.

Сегодня на ЗАЗе работает всего 1350 человек, и те не на полной занятости. В 2017 году было произведено 1700 автомобилей и 2000 машинокомплектов для GM-Египет. Это ничтожно малые объемы.  На данный момент у ЗАЗа  нет долгов ни по зарплате, ни перед поставщиками, ни перед коммунальными предприятиями, ни перед государством.

Напомним, что летом 2017 года имущество автомобильного завода продали за 243 миллиона 675 тысяч гривен. Это абсолютный рекорд для «Прозорро».

Как сообщалось на сайте Фонда гарантирования вкладов, имущество «ЗАЗа» находящееся на балансе «Дельта банка», успешно ушло с молотка.  Новым владельцем стала киевская компания «Юниверсум Финнас».В список вошли ремонтно-строительные и монтажный цеха, контрольно-пропускной пункт, административное здание, крытые склады, а также блок цехов. Кроме того, новому покупателю достались  автомобили, стоящие на территории завода: 222  Mercedes Benz, 874 KIA , 410 единиц Chevrolet и так далее.