Когда Александр Остаповец окончательно развалит ЗАЭС?

0

Источник: «Энергоатомконтроль».

В своей предыдущей публикации мы уже касались темы важности резервных дизельных электростанций (РДЭС) для безопасности АЭС. Но это не мешает нечистым на руку чиновникам наживаться на их ремонтах. В редакцию «Энергоатомконтроля» поступила информация о том, что при проведении ремонта РДЭС на Запорожской АЭС используются запчасти сомнительного качества.

Согласно документам, для завершения планового ремонта на энергоблоке №6 ЗАЭС (изначальные сроки проведения – с декабря 2017 по январь 2018 года) не хватало турбокомпрессора для РДЭС.

Мы уже акцентировали внимание на том, что основное назначение РДЭС – обеспечение нормальной работы реакторов в случаях перебоев на основных источниках питания. То есть, РДЭС – важный элемент защиты на случай возникновения аварийных ситуаций.

С учетом того, что сроки явно «слетают», специалистами ЗАЭС было принято решение продлить ремонт до мая 2018 года и обеспечить поставку такого необходимого турбокомпрессора.

И он всё-таки нашёлся. В январе в Энергодар приехал турбокомпрессор с Ровенской АЭС, предназначавшийся для Хмельницкой АЭС. Вот так хитросплетения! Более того, приехал он без документов и в непонятном состоянии. Согласно официальной информации, находился он «на длительном хранении».

С этого момента начинается череда странных решений со стороны руководства запорожской «атомки», в их числе и генеральный директор Александр Остаповец. Сначала, в обход нормативной документации НАЭК «Энергоатом», они разрабатывают техническое решение об использовании поступившего турбокомпрессора и проводят входные контроли.

Во время их проведения были выявлены явные недостатки.

Начнём с того, что, в принципе, проведение исследования поступившей аппаратуры без документов строго запрещён. Не мандарины же привезли, в самом деле.

Кроме того, налицо такие недочёты:

  1. Выбитый номер на гидромуфте турбокомпрессора указывает на принадлежность к другому дизельному агрегату.
  2. Колесо турбины подвергалось пескоструйной очистке.
  3. Акты дефектации были проведены согласно черчениям дизель-генератора марки 68 (на ЗАЭС используются дизеля марки 78Г).
  4. Согласно техотчету с Ровенской АЭС, на турбокомпрессоре были выполнены работы по полной разборке агрегата, замеру размеров деталей и его сборке. Примечательно, что такие манипуляции предпринимаются в случае необходимости его ремонта на заводе-производителе или на специализированном предприятии.

В общем, есть достаточные причины сомневаться в качестве привезённого на ЗАЭС оборудования. Как говорится, терзают смутные сомнения.

Фото турбокомпрессора – ниже.

Но, несмотря на выявленные несоответствия, руководство Запорожской АЭС приняло решение об использовании турбокомпрессора для укомплектования РДЭС и о проведении испытаний. Естественно, агрегат испытание прошёл успешно (а вы сомневались в этом?). И уже в конце февраля, согласно распоряжению главного инженера ЗАЭС, практически «новенькая» РДЭС была поставлена в режим дежурства.

Насколько результаты испытания правдивы – вопрос риторический.

В сухом остатке имеем следующее. Для ремонта важнейшего для безопасности АЭС аппарата используют детали без документов и опознавательных знаков, не исключено, что для совершенно другого агрегата. При этом налицо попустительство и пренебрежение общепринятыми нормами безопасности на объектах атомной энергетики со стороны гендиректора Остаповца и руководящего состава ЗАЭС.

Такая ситуация создаёт предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций с тяжелыми последствиями, техногенной или экологической катастрофы, дестабилизации работы важного объекта для экономики – Запорожской АЭС.

А сидеть на этой пороховой бочке приходится нам с вами.

С учётом событий на Запорожской АЭС, редакция «Энергоатомконтроля» направила обращения в «МАГАТЭ» и «Евратом». Будем следить за реакцией.